ПРИЕМ ЗАЯВОК ПРОДЛЕН ДО 20 АВГУСТА

С 30 августа по 9 сентября 2018 года в Самаре пройдет первый курортно-проектный семинар по работе с общественными пространствами в исторической среде для архитекторов, социологов, юристов и экономистов.

Самарцы давно и не без оснований считают свой город курортом: это один из наиболее популярных хэштегов в постах о Самаре. Она уникальна с точки зрения местоположения, устройства исторической среды и теснейшей связи с самой длинной в Европе и самой известной русской рекой. Вдоль одного берега Волги протянулись десятки км городских пляжей, вдоль другого - нетронутые живописные природные ландшафты национального парка.

Еще со времен советской эпохи, когда Самара была Куйбышевым, за ней закрепилась слава закрытого города - центра космической индустрии. Прошедший здесь летом 2018 года Чемпионат мира по футболу FIFA-2018 впервые открыл Самару миру, а мир открыл курортный потенциал Самары её жителям.

Потенциал может быть реализован - для этого городу необходимо основательно пересмотреть подход к благоустройству общественных пространств и использовать принципы бесконфликтной реновации исторической среды. Это и станет целью воркшопа.

ТЕРРИТОРИИ

КартаМолодые архитекторы, социологи, юристы и экономисты совместно со специалистами по транспортному планированию будут работать над тремя территориями в историческом центре Самары:

1. Набережная # 1: недостающее звено.

Рассматривается участок берега реки Волга от спуска улицы Вилоновской до здания Центрального Спортивного Комплекса ВВС, проходящий вдоль территории Жигулевского пивоваренного завода и Городской Районной Электростанции (ГРЭС) и являющийся по сути разрывом, который приходится преодолевать потокам пользователей, курсирующих между сложившимися и благоустроенными “старой” набережной (от 6 причала до Вилоновского спуска) и “новой” (участок от ЦСК ВВС до Силикатного оврага). Необходимо понять, как оформить недостающее звено в цепи и преобразовать его в эффективное общественное пространство.

2. Набережная #2: речной порт.

Рассматривается участок берега реки от территории Речного вокзала до улицы Кутякова. Пространство причалов, ежедневно отправляющее и принимающее тысячи речных пассажиров в настоящее время маргинально и абсолютно лишено необходимой инфраструктуры, элементов навигации, комфортной организации движения и распределения потоков людей, ожидающих посадки и покидающих прибывшее судно. Кроме того, на прилегающей территории планируется строительство нового корпуса Речного вокзала, но у города пока нет единого видения того, как при этом будет решен подход к воде на данном участке.

3. Улица Куйбышева: пешеходный бродвей VS транспортная артерия.

В настоящее время в городе происходит осмысление работы улицы в качестве пешеходной во время проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Пока улица просто перекрывается для транспорта по выходным дням, но не насыщается никакой дополнительной инфраструктурой, которая бы «оправдывала» ее пешеходность. Участникам предстоит найти оптимальный баланс в работе улицы для разных категорий пользователей.

 

ЭТАПЫ

Воркшоп будет проходить в два этапа:

  1. На первом этапе команда социологов проведет предпроектное социологическое исследование выбранных территорий для того, чтобы выявить портрет пользователей, целевую аудиторию и структуру недостающих сервисов. Команда архитекторов, юристов и экономистов исследует градостроительный контекст. Архитекторы совместно с юристами проведут анализ исходных данных: градостроительный документации, документов территориального планирования, существующих ограничений и ресурсов территории. Экономисты проведут оценку существующей инвестиционной привлекательности территории для бизнеса и власти.
  2. На втором этапе будут презентованы результаты исследований, после чего команды архитекторов, юристов и экономистов на основе исследований должны будут разработать концепции развития выбранных территорий.

Таким образом, у воркшопа следующие цели:
1. Разработать комплексные предпроектные предложения по развитию выбранных территорий, которые смогут стать основой для технических заданий.
2. Продемонстрировать молодым специалистам преимущества и методику совместной работы с коллегами смежных профессий при решении градостроительных задач.
3. Обратить внимание властей и бизнес-сообщества на потенциал в течении долгого времени остававшихся в тени отраслей городской экономики и градостроительного права.
4. Сформировать принципиально новую практику работы с общественными пространствами, в которой задействованы жителей, профессиональное сообщество, бизнес и власть.

Участники (студенты и молодые специалисты из Самары и других городов) получат уникальный опыт прикладных исследований, проектирования и коммуникации со смежными специалистами.

 

КУРАТОРЫ

Кураторство команд архитекторов: Wowhaus, НИУ ВШЭ, ROOT Development, Проектное бюро ТМ, АБ Храмова, Институт Города_Самара, АСА СамГТУ.

Кураторство команд социологов: КБ23.

Кураторство транспортной части: НИУ ВШЭ.

 

ЗАЯВКИ

Если вы архитектор/студент архитектурного вуза, заявка должна состоять из краткого резюме (обязательно указать образование, опыт работы (если есть) и участия в других образовательных мероприятиях), портфолио и мотивационного письма.
В мотивационном письме стоит написать о том, почему вас привлекает этот воркшоп и почему именно вы должны принять в нем участие.
Объем: до 300 слов.
В портфолио необходимо включить ваши наиболее удачные, на ваш взгляд, работы. Это могут быть учебные проекты, проекты, которые вы делали «для себя», результаты воркшопов, в которых вы принимали участие, или фестивальные объекты. В случае, если вы включаете в портфолио групповые проекты, укажите, пожалуйста, ваш вклад.
Файлы должны называться следующим образом: «Фамилия_кириллицей_резюме.doc», «Фамилия_кириллицей_портфолио.pdf», «Фамилия_кириллицей_письмо.doc».
Совокупный объем файлов не должен превышать 20 МБ.

Если вы социолог, вам нужно прислать CV и написать эссе.
Тема эссе: Физическое и социальное пространство города.
Городское пространство, с одной стороны, имеет материальную природу (физические объекты и связи), с другой - собственное социальное измерение (набор коллективных представлений, социальные практики). Это различение используется в двух разных дисциплинарных фокусах как на теоретическом, так и прикладном уровне. В теоретическом ключе социологическая и архитектурная концептуализация городского пространства в разной степени могут признавать автономный статус материального или же социального. С одной стороны, например, мы можем говорить о воплощении социального порядка в архитектурных формах города, где материальное понимается как пассивный носитель активных социальных форм. Или же можем признать,с другой стороны, что именно объектные (материальные) связи формируют те или иные социальные отношения и трансформируют городские практики. На прикладном же уровне речь идет в первую очередь о коммуникации социолога и архитектора в контексте решения конкретной задачи. Другими словами, это диалог между исследователем и проектировщиком, которые решают один и тот же практический вопрос, выполняют техническое задание. Именно здесь то же самое различение (материальное-социальное) вновь становится ключевым, когда речь заходит о проектировании городского пространства в контексте представления его как соотношения материальных и социальных сил.
В какой степени архитектор оказывается зависим от пространства социального? Какие ограничения может накладывать социальный порядок на практическое воплощение в виде архитектурных форм? Как возможна коммуникация между исследователем и проектировщиком и какие проблемы здесь можно выделить? На примере конкретных кейсов попробуйте описать, как материальное может определять социальное и наоборот.

Файлы должны называться «Фамилия кириллицей_имя_CV» и «Фамилия кириллицей_имя_название эссе».
Объем эссе: не менее 1000 слов.

Если вы юрист, нужно прислать CV и в письменном виде ответить на 3 вопроса.
Вопрос №1.
Застройщик планирует разместить на земельном участке 63:01:0610002:697 торговый центр высотой 35 метров. Возможно ли это?
Для поиска земельного участка воспользуйтесь публичной кадастровой картой
(http://pkk5.rosreestr.ru/), для ответа на вопрос муниципальным геопрталом г.о. Самара (https://map.samadm.ru/pzz/) и Правилами застройки и землепользования г.о. Самара (http://docs.cntd.ru/document/945005955).
Вопрос 2.
Что такое красные линии? Чем они устанавливаются? Что определяют?
Вопрос №3.
Собственник кафе на ул. Куйбышева Арнольд хочет взять в аренду часть тротуара для размещения на нем летней веранды (не капитальной). Какие действия должен совершить Арнольд? Опишите порядок предоставления части тротуара в аренду.
Файлы должны называться «Фамилия кириллицей_имя_CV» и «Фамилия кириллицей_имя_вопросы".

Если вы экономист, нужно прислать CV и написать эссе.
Тема эссе: "Влияние общественных пространств на инвестиционную привлекательность прилегающих территорий и города в целом".
Опыт реализации проектов по благоустройству общественных пространств демонстрирует дуальные эффекты: от положительных (увеличения проходимости, повышения арендных ставок, изменения половозрастного состава посетителей) до крайне негативных (отток посетителей и арендаторов).
Как изменение общественных пространств влияет на городскую экономику?
Опишите на конкретных примерах Вашего города в чем состоит положительный опыт и какие были допущены ошибки. Предложите пути решения и механизмы тиражирования успешных практик.
Файлы должны называться «Фамилия кириллицей_имя_CV» и «Фамилия кириллицей_имя_вопросы".

Заявку необходимо отправить на почту:

samara-gorodkurort@yandex.ru

 

ГРАФИК

30 – 31 августа (четверг и пятница) – публичная часть семинара, лекции

1-3 сентября – исследование территории

4 сентября – воркшоп по интеграции результатов социологических исследований в проектную деятельность

5 – 7 сентября – работа над концепциями

8 сентября – презентация итогов работы

9 сентября – архитектурно-социологический велопробег по территории национального парка Самарская Лука

 

ОРГАНИЗАТОРЫ

Бюро Wowhaus

ROOT development (Самара)

Проектное бюро Т.М. (Самара)

Правительство Самарской области

Администрация городского округа Самара

Самарский государственный технический университет

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

Транспортные расходы иногородние участники несут самостоятельно.

Иногородним участникам предоставляется общежитие