Innovative Cultural Centre in Kaluga

realized
Address: Kosmonavta Komarova street, Kaluga, Russia
Client: GKU of the Kaluga region Department of Capital Construction
Development team
Directors: Dmitry Likin, Oleg Shapiro
Chief Project Architect: E. Rusenko
Lead architects: A. Rychkova, M. Kozlov;
Architects: Y. Belov, V. Belyakov, T. Skibo, M. Romanova (Panova)
Chief Project Engineer: D. Belostotsky
Project: 2014 - 2015
Construction: 2015 – 2016

Total area of the centre: 3596 sq. m.
Gross area: 3361 sq. m



The cultural centre in Kaluga is a building with a rich and flexible programme suitable for cultural and educational projects of different formats. From modern art and dance to concerts and film screenings it can become a new landmark of a small city while being organically integrated into the existing environment.

Objective:

To develop a structure which combines the interests of fundamentally different users and different recreation formats - from a concert to a philosophy club.

Solution:

We created a hub of two intertwining spatial 'strips'. One carries educational functions, the other - public. Outdoor spaces are integrated between the strips. They include a courtyard with an amphitheatre and a film screen and an inner green courtyard.

The complex descends following the terrain and doesn't interact with the Space Museum visually. The Tsiolkovsky Park is connected with the complex via a stairway/ramp which leads from the park to the second level of the complex.

Innovative Cultural Centre in Kaluga

Kaluga is a small but vibrant city, the capital of the region, leading in Russia in terms of economic growth. The decision to build an Innovative Cultural Centre in Kaluga was made in 2013. The new complex was assigned the site on the Yachen reservoir slope. The primary task of the predesign project research was to determine the programme of the complex. It was to become the unifying cultural centre, a place for major events and a platform for alternative urban communities such as Parkour admirers.

Innovative Cultural Centre in Kaluga

The programme determined the first key decision: to divide the building into two parts. One part hosts professional educational programmes for artists, designers, dancers, directors, actors, photographers, etc. The other part of the complex holds open programmes for people with different interests (a talk, a screening, a theatre production or an exhibition). These two parts are designed as intertwining strips guiding the movement of the visitors inside the building. This three-dimensional composition allows for open public spaces to exist in the complex: a courtyard with an amphitheatre facing the reservoir and a small courtyard with a pocket-park next to classrooms. The composition of the complex also included the place of the existing trees of the site which found themselves in the inner green courtyard.

Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga

A white strip surrounds the amphitheatre and continues towards the reservoir with a console. The main foyer of the centre, rehearsal and dance spaces, an exhibition hall, a buffet and bookshop are located here. A panoramic cafe is situated in the console part. The complex is connected with the Tsiolkovsky Park via a stairway/ramp which leads the visitors from the park level to the second level of the centre. The amphitheatre descends from the second level to the public square suitable for film screenings and outdoor events.

Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga

The second black strip follows the terrain along the reservoir and includes spaces for educational programmes: a lecture hall, a media library, a photo and recording studio, a ceramic workshop. The spaces are connected by a system of ramps for pedestrians and people with limited mobility. The green courtyard can be accessed through the educational area and can host events related to the educational programme.

Innovative Cultural Centre in Kaluga

The public area of the complex is adjacent to a multifunctional hall for 250 people. The hall and the educational area separate the green courtyard from the rest of the complex, thus creating a more intimate green space.

Innovative Cultural Centre in Kaluga

Recreation and sports spaces (parkour, skateboarding) are located in the rest of the complex.

Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga

Each functional shape in the complex is assigned its own colour and texture. The white strip represents public functions, the black strip represents educational functions, the metallic shape of the hall. The educational area and the terraces are facing the slope and the Yachen reservoir. Administrative offices, the cafeteria, exits from dressing rooms and classrooms are facing the inner courtyard.
The inner foyer is illuminated by a stepped lamp which goes through a terrace and turns visually into an outdoor wooden amphitheatre.

Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga

The complex design includes a 12-meter console which houses a cafe with panoramic glazing and a view of the reservoir.

Innovative Cultural Centre in Kaluga
 
Innovative Cultural Centre in Kaluga

There is no clear facade orientation thanks to the flexible structure of the complex. Visitors can enter the building from different sides. A pedestrian sees the building not as a monolithic volume, but as a changing dynamic structure. This structure organically connects indoor and outdoor spaces. The changes in the terrain are reflected in the design and the public functions flow from the indoor spaces to the courtyards.

Innovative Cultural Centre in Kaluga

Инновационный культурный центр в Калуге

реализовано
Адрес: ул. Космонавта Комарова, Калуга, Россия
Заказчик: ГКУ Калужской области «Управление капитального строительства»
Авторский коллектив
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо, М. Панова, В. Кудрявцева
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Раздел генплана: Н. Смирнова
Проект: 2014 – 2015
Строительство: 2015 – 2016
Общая площадь центра: 3596 кв. м
Площадь застройки: 3361кв. м


Культурный центр в Калуге — здание с насыщенной и гибкой программой, подходящее для культурных и образовательных проектов разных форматов, от современного искусства и танца до концертов и кинопоказов, способное стать новым символом небольшого города, и при этом органично вписывающееся в существующую среду.

Задача:

Придумать структуру, объединяющую интересы принципиально разных групп пользователей и разные форматы досуга - от концерта до философского кружка.

Решение:

Мы создали узел из двух переплетающихся пространственных «лент» — в одной сосредоточены образовательные функции, в другой — общественные. Между лентами встраиваются уличные пространства — двор с амфитеатром и конструкцией под киноэкран и внутренний зелёный двор.

Комплекс спускается по рельефу и визуально не вступает во взаимодействие с музеем космонавтики. Связь парка им Циолковского с комплексом осуществляется через лестницу-пандус, ведущую из парка на второй уровень комплекса.

Инновационный культурный центр в Калуге

Калуга — небольшой, но активно развивающийся город, столица региона, лидирующего в России по темпам экономического роста. В 2013 году было принято решение о строительстве в Калуге Инновационного культурного центра. Новому комплексу было найдено место на склоне Яченского водохранилища. Главной задачей предпроектного исследования было определение программы комплекса, который должен был стать объединяющим культурным центром, местом проведения знаковых мероприятий и домом для альтернативных городских сообществ типа любителей паркура.

Инновационный культурный центр в Калуге

Именно программа определила первое ключевое решение: разделить здание на две части. В одной реализуются профессиональные образовательные программы для художников, дизайнеров, танцоров, режиссеров. актеров, фотографов и т.д. В другой части комплекса — открытые программы, на которые могут попасть все заинтересованные горожане (на лекцию, кинопоказ, театральную постановку или выставку). Эти две части решены как переплетающиеся ленты, направляющие движение посетителей внутри здания. В результате такой объемно-пространственной композиции возникают открытые общественные пространства: двор с амфитеатром, развернутым в сторону водохранилища и небольшой двор со сквером – в него выходят учебные аудитории. Композиция комплекса также учитывала существующие на участке деревья, которые попали во внутренний зелёный двор.

Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге

Белая лента огибает амфитеатр и выходит в сторону водохранилища консолью. Здесь находятся главное фойе центра, репетиционные танцевальные залы, выставочный зал, буфет, книжный магазин. В консольной части - панорамное кафе. Комплекс связан с парком имени Циолковского лестницей-пандусом, ведущей посетителей с уровня парка на второй уровень центра. Со второго уровня спускается амфитеатр к общественной площади, удобной для кинопоказов и уличных мероприятий.

Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге

Вторая чёрная лента спускается по рельефу вдоль водохранилища и включает помещения для образовательных программ: лекционный зал, медиатеку, фото и звукозаписывающую студии, керамическую мастерскую. Помещения соединены системой пандусов для пешеходов и маломобильных групп населения. Из образовательной части организованы выходы в зелёный двор, где могут проводиться мероприятия, связанные с образовательной программой.

Инновационный культурный центр в Калуге

К общественной части комплекса примыкает многофункциональный зал, рассчитанный на 250 человек. Зал и образовательная часть отделяют от остальной территории комплекса зелёный двор, создавая более камерное зеленое пространство.

Инновационный культурный центр в Калуге

На остальной территории комплекса расположены пространства для отдыха и спортивные площадки (паркур, скейтборд).

Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге

В здании комплекса каждому функциональному объёму присвоены свой цвет и текстура. Белая лента - общественные функции, чёрная лента - учебные функции, металлический объём зала. Учебные часть и террасы ориентированы в сторону склона и Яченского водохранилища, во внутренний двор выходят административные помещения, зона кафе-буфета, выходы из гримёрок и учебной части.
Внутреннее фойе освещено за счет ступенчатого фонаря, который визуально через террасу переходит в деревянный наружный амфитеатр.

Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге

В комплексе запроектирована 12-метровая консоль, в которой расположилась кафе с панорамным остеклением и видом на водохранилище.

Инновационный культурный центр в Калуге
 
Инновационный культурный центр в Калуге

За счёт гибкой структуры комплекс не имеет четкой фасадной ориентации, вход посетителей может осуществляться с разных частей здания. Пешеход воспринимает здание не как монолитный объём, а как изменяющуюся динамическую структуру. В этой структуре органично соединяются закрытые и открытые пространства, используются перепады рельефа, общественные функции перетекают из помещений наружу, во дворы.

Инновационный культурный центр в Калуге