В здании Театра имени Станиславского на Тверской открылся «Электротеатр Станиславский» — новое важное место с амбицией стать центром мировой режиссуры. После реконструкции театр существенно увеличился — в трех восстановленных корпусах теперь находятся сцена, драпировочный, костюмерный и декорационный цеха — и обзавелся огромным фойе с выставочным пространством и выходом во внутренний двор, по сути новый городской сквер. К осени 2015 года будет готов 4-ый корпус, где разместится малая сцена. Культурное учреждение таким образом одновременно становится важным общественным пространством города.
Превратить вытянутое здание бывшего кинотеатра в современную театральную площадку, любой уголок которой — будь то зал, фойе или лестница — мог бы использоваться режиссером, увязав при этом требования реставрации памятника архитектуры и современных технологий, часто взаимоисключающих друг друга.
Главные из принципов концепции «Электротеатра» — трансформируемость помещений и открытость внутренних процессов. Мобильные перегородки отделяют техническую зону от общественной, и функции этих зон могут меняться.
Технологический потолок позволяет переносить сценографию или зону зрителей в любую точку зала. Решетки на стенах по сути являются продолжением потолка: благодаря специальным узлам к ним можно крепить свет, элементы декораций, делать растяжки от одной к другой. Это полностью функциональная оболочка всего зала.
До реконструкции в театре было около 400 зрительских мест. Новые мобильные стулья могут как образовывать ряды, так и расставляться по отдельности в разных комбинациях.
Зал оснащен уникальным звуковым оборудованием. Звук свободно перемещается по его пространству. Механичекое, световое и проекционное оборудование спроектированы и смонтированы Театрально-Декорационными Мастерскими (Санкт-Петербург), а звуковое оборудование - компанией "Звуковые решения".
70% панелей на стенах отражают звук, 30% — поглощают. Это возможно благодаря разной фактуре и форме: чтобы распространять звук по залу, панели сделаны в форме зигзага.
Зал может выглядеть совершенно по-разному. Например, если опустить рулонные шторы на стенах, он становится абсолютно черным. Может исполнять роль экранов, на которые проецируется изображение, помогая воплотить любой режиссерский замысел.
Балкон — это единственный исторический элемент в зале. Он был тщательно отреставрирован и приведен к своему первоначальному облику. Здесь могут расположиться хор и оркестр.
Те же конструкции, что и в зале (только в более упрощенном варианте), можно видеть в фойе: к ним можно крепить выставочные планшеты или элементы сценографии на случай мероприятий в фойе.
Из гардероба зритель попадает в фойе. Раньше это место не использовалось — тут находились технические помещения. Теперь огромное фойе можно использовать как угодно: например как выставочный зал.
Пилоны и мобильные перегородки в фойе одновременно являются решетками для креплений выставочных элементов. На потолке видны псевдокессоны: внутри каждой ячейки есть трек для света, к которому можно крепить выставочный баннер.
Маршрут движения акцентирован лестницами, две из них от входной группы ведут в цокольный этаж, в гардероб. Стены лестничных маршей декорированы листами меди. Третья лестница, также спускающаяся к гардеробу, отмечает собой центр фойе.
В театральный комплекс после реконструкции вошел еще один корпус с помещением для хранения декораций, оснащенным подъемником. На четвертом этаже корпуса расположены костюмерные, на втором - прачечные. Актеры из гримерных по переходу между зданиями попадают в комнату, где ожидают выхода на сцену.
Все здание было тщательно отреставрировано и отмыто от наслоений 1950-1990-х годов, когда все просто красили поверх старой краски или клали новый пол поверх старого. Дореволюционную лепнину полностью очистили — сейчас она выглядит, как в 1915 году.
Комната ожидания актеров и гримерные — лаконичные пространства с цветным потолком. Общая гримерка рассчитана на восемь человек, вип - на 2 человека. Гримерки выглядят как гостиничные номера. На потолках копии гравюр XV века. Диваны сделаны по специальным эскизам.
На стене в коридоре — графика художественного руководителя театра Бориса Юхананова.
В подвале находятся студии звукозаписи и монтажные. Там записываются спектакли.
Рабочая зона в кармане сцены сделана черной. Традиционное понимание кулис в театре было переосмыслено. В Электротеатре кулис как таковых нет совсем. Пространство кармана сцены трансформируется с помощью раздвижных перегородок. Таким образом, карманом сцены может становиться все пространство бокового фойе. Через самый большой проем на сцену поступают декорации.
Рядом находится склад. На уровне первого этажа происходит разгрузка грузовиков, после чего на подъемно-опускной платформе декорации поступают на второй этаж, а потом на сцену.
Театр занимает два здания разных времен: часть небольшого дома начала XX века и более позднее строение. С этим всегда было связано множество проблем, так как уровни двух домов не стыкуются между собой. В результате реконструкции между зданиями появился новый, связывающий их переход и лифт.