Лужнецкая набережная

концепция
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Ольга Хохлова
Cрок проектирования: 2015


Архитектурным бюро Wowhaus разработана концепция развития территории Лужнецкой набережной для ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники». Исследовательская группа, состоящая из архитекторов, урбанистов, социологов, экспертов по спорту и экономистов, разработала концепцию развития набережной как пространства для занятий спортом и активным отдыхом. В рамках работ бюро предложило эскизные архитектурно-планировочные решения набережной, программное наполнение и экономическое обоснование концепции, которые помогут развивать Лужники как отвечающий современным стандартам парк, предназначенный для активного отдыха и занятий спортом на открытом воздухе.

Задача:

максимально эффективно использовать территорию набережной и сделать Лужники самым удобным и комфортным местом для спорта и активного отдыха в центре Москвы.

Решение:

одна из основных целей посещения Лужников – спорт и проведение времени на открытом воздухе. Инфраструктура комплекса должна предоставлять максимум возможностей для удовлетворения этих потребностей. Создание мобильных, легко изменяемых и адаптируемых досуговых и инфраструктурных объектов будет способствовать оптимизации использования имеющейся системы. Единая стилистика киосков позволит использование аппаратов от разных операторов в одном модуле.Листовые вандалоустойчивые материалы с перфорацией (металлические и композитные) легки в монтаже и могут быть окрашены в необходимые цвета с нанесением графических элементов фирменного стиля.

На первом этапе работ было проведено исследование, которое показало высокую осведомленность целевой аудитории и популярность площадки для индивидуальных тренировок спортсменов-любителей, а также большой потенциал территории для развития ее в качестве современного спортивного парка (под постройки занято лишь 8% от общей площади Лужников, а 92% – это открытые территории спортивных полей и кортов, газонов и проездов). При этом функциональный и экономический потенциал территории явно реализуется не до конца, а работы по реконструкции, начатые в 2014 году, нарушают комфорт постоянных посетителей.

Специалистами бюро было предложено использовать территорию вокруг спортивных объектов и на набережной в Лужниках как полноценный современный парк, сохранив при этом спорт и здоровый образ жизни как корневые составляющие функций объекта. В рамках концепции были намечены архитектурные, ландшафтные и инженерные решения; программа привлечения на территорию новой аудитории; программа развития сферы услуг и инфраструктуры в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.

Архитектурная концепция предлагает рассмотреть набережную как площадку для массового спорта (прежде всего для циклических видов спорта) и активного отдыха: перепрограммировать полосы движения; распределить необходимую инфраструктуру для спорта и досуга в интервалах 5-10 минут пешего хода; использовать зеленые зоны для рекреации, а асфальтовые «карманы» – для размещения там модулей инфраструктуры.

Планировочно набережная (чаша Главной спортивной арены занимает центр композиции комплекса) находится на визуальной оси с высотным объемом здания Московского университета на Воробьевых горах и Соборной площадью Кремля. Эта четкая ось, заложенная еще в генеральном плане Москвы 1935 года (и ориентированная тогда на Дворец Советов), предопределяет развитие общегородского центра в направлении юго-запада.
При понимании набережной как полноценной площадки для ЦВС и активного отдыха поперечный профиль может выглядеть следующим образом:
• береговая линия освобождается для прогулок;
• в «кармашках» асфальтированной части размещаются временные объекты инфраструктуры, музейные стенды, места отдыха;
• первая зеленая полоса перепрограммируется с раскрытием на набережную, организацией мест отдыха и с помощью работы с поверхностью и организации растительности;
• внешняя полоса отдана ЦВС с устройством спецпокрытия, разметки и объектов инфраструктуры по внешнему краю и с сохранением возможности проезда по требованию;
• вторая зеленая полоса отграничивает от автодвижения с помощью работы с поверхностью и организации растительности;
• внутренняя полоса остается для автотранспорта.