Детский образовательный центр в Дербенте
Адрес:
г. Дербент, пр-т Агасиева, 25а
Общая площадь:
15240 м2
Руководители бюро:
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководители проектных групп:
Михаил Козлов, Татьяна Старченко
Ведущие архитекторы:
Юлия Заречкина, Александра Плотникова
Архитекторы:
Анна Бычкова, Анастасия Волчик, Антон Губанов, Игорь Горошко, Анна Карнеева, Ксения Раковская, Аманда Сизых, Янина Смагина, Василиса Шишко
Проектирование:
2020
Для проекта образовательного центра в Дербенте мы предложили два варианта архитектурных концепций: «Открытый город» и «Кампус». Концепция облика центра основана на изучении традиционных архитектурных элементов места, особенностей работы в южном климате, локальной малоэтажной архитектуры и типичных систем открытых дворов.
Задача:Придумать образовательное и общественное пространство, открывающее до этого недоступные для жителей города возможности.
Решение:Создать пространство, насыщенное широким спектром единичных для города функций; задействовать при этом актуальные экотехнологии.
При разработке концепции мы опирались на локальный контекст, включающий как культурные особенности региона, так и проблемы городской среды, актуальные для участка проектирования. Так, в радиусе пешеходной доступности от предполагаемого центра пересекаются разные типы городских сред, имеющие выраженные преимущества и недостатки. Среди основных проблем обозначенных зон можно обозначить низкое качество фасадов, стихийную застройку гаражами, прерывистую пешеходную часть.
Проанализировав контекст, мы поняли, что пользователями пространства будут не только подростки, но и взрослые, включая родителей. Мы предложили создать общественные пространства, удобные как для образовательного процесса, так и для семейных мероприятий. Обе концепции предполагают создание общественного пространства с публичной программой, соответствующей деятельности центра.
Так как в городе практически отсутствует возможность для развития профессиональных и прикладных навыков, еще один базовый принцип концепции – курс в сторону развития востребованных в будущем прикладных навыков, повышающих т.н. «жизненные шансы» детей. Для всестороннего развития подростков в центре будет развиваться биомедицинское, экологическое и ИТ-направление.
Среди всей инфраструктуры, которая может быть ориентирована на детей и подростков, лучше всего в городе развито направление спорта, поэтому спорт – наименее приоритетное направление будущего центра. Он может быть представлен уникальными для города функциями скалодрома и бассейна.
Учреждения культуры в городе в большей степени ориентированы на туристов, поэтому обязательной частью пространства станет Центр ремесел и искусств будущего, где откроются студия звукозаписи, фотостудия, репетиционный зал.
Нам было важно использовать местные материалы, особенно камень (песчаник), с учетом особенностей климата и локальной культуры строительства.
1 вариант: Открытый город
Концепция Открытого города предполагает сквозной проход через весь образовательный центр. При проектировании архитекторы опирались на активный природный рельеф, характерный для Дагестана, и градостроительную идентичность Дербента.
Открытый город предполагает проницаемость пространств, соединение экстерьера и интерьера по образу внутренних дворов. Образовательный центр, согласно данному проекту, состоит из трех основных частей: общественного пространства с медиатекой, образовательного двора и событийного блока.
2 вариант: Кампус
Вариант «Кампус» в архитектурном отношении следует за визуальным кодом традиционного персидского города – как город состоит из маленьких разноуровневых домов, так и предполагаемый образовательный центр представлен сочетанием отдельных блоков разной высотности.
Вместе с тем, как и университетский кампус, система блоков сконцентрирована вокруг внутреннего двора – событийной площадки.