Культурный центр в Калуге — здание с насыщенной и гибкой программой, подходящее для культурных и образовательных проектов разных форматов, от современного искусства и танца до концертов и кинопоказов, способное стать новым символом небольшого города, и при этом органично вписывающееся в существующую среду.
Придумать структуру, объединяющую интересы принципиально разных групп пользователей и разные форматы досуга - от концерта до философского кружка.
Мы создали узел из двух переплетающихся пространственных «лент» — в одной сосредоточены образовательные функции, в другой — общественные. Между лентами встраиваются уличные пространства — двор с амфитеатром и конструкцией под киноэкран и внутренний зелёный двор.
Комплекс спускается по рельефу и визуально не вступает во взаимодействие с музеем космонавтики. Связь парка им Циолковского с комплексом осуществляется через лестницу-пандус, ведущую из парка на второй уровень комплекса.
Калуга — небольшой, но активно развивающийся город, столица региона, лидирующего в России по темпам экономического роста. В 2013 году было принято решение о строительстве в Калуге Инновационного культурного центра. Новому комплексу было найдено место на склоне Яченского водохранилища. Главной задачей предпроектного исследования было определение программы комплекса, который должен был стать объединяющим культурным центром, местом проведения знаковых мероприятий и домом для альтернативных городских сообществ типа любителей паркура.
Именно программа определила первое ключевое решение: разделить здание на две части. В одной реализуются профессиональные образовательные программы для художников, дизайнеров, танцоров, режиссеров. актеров, фотографов и т.д. В другой части комплекса — открытые программы, на которые могут попасть все заинтересованные горожане (на лекцию, кинопоказ, театральную постановку или выставку). Эти две части решены как переплетающиеся ленты, направляющие движение посетителей внутри здания. В результате такой объемно-пространственной композиции возникают открытые общественные пространства: двор с амфитеатром, развернутым в сторону водохранилища и небольшой двор со сквером – в него выходят учебные аудитории. Композиция комплекса также учитывала существующие на участке деревья, которые попали во внутренний зелёный двор.
Белая лента огибает амфитеатр и выходит в сторону водохранилища консолью. Здесь находятся главное фойе центра, репетиционные танцевальные залы, выставочный зал, буфет, книжный магазин. В консольной части - панорамное кафе. Комплекс связан с парком имени Циолковского лестницей-пандусом, ведущей посетителей с уровня парка на второй уровень центра. Со второго уровня спускается амфитеатр к общественной площади, удобной для кинопоказов и уличных мероприятий.
Вторая чёрная лента спускается по рельефу вдоль водохранилища и включает помещения для образовательных программ: лекционный зал, медиатеку, фото и звукозаписывающую студии, керамическую мастерскую. Помещения соединены системой пандусов для пешеходов и маломобильных групп населения. Из образовательной части организованы выходы в зелёный двор, где могут проводиться мероприятия, связанные с образовательной программой.
К общественной части комплекса примыкает многофункциональный зал, рассчитанный на 250 человек. Зал и образовательная часть отделяют от остальной территории комплекса зелёный двор, создавая более камерное зеленое пространство.
На остальной территории комплекса расположены пространства для отдыха и спортивные площадки (паркур, скейтборд).
В здании комплекса каждому функциональному объёму присвоены свой цвет и текстура. Белая лента - общественные функции, чёрная лента - учебные функции, металлический объём зала. Учебные часть и террасы ориентированы в сторону склона и Яченского водохранилища, во внутренний двор выходят административные помещения, зона кафе-буфета, выходы из гримёрок и учебной части.
Внутреннее фойе освещено за счет ступенчатого фонаря, который визуально через террасу переходит в деревянный наружный амфитеатр.
В комплексе запроектирована 12-метровая консоль, в которой расположилась кафе с панорамным остеклением и видом на водохранилище.
За счёт гибкой структуры комплекс не имеет четкой фасадной ориентации, вход посетителей может осуществляться с разных частей здания. Пешеход воспринимает здание не как монолитный объём, а как изменяющуюся динамическую структуру. В этой структуре органично соединяются закрытые и открытые пространства, используются перепады рельефа, общественные функции перетекают из помещений наружу, во дворы.