Ботанические оранжереи в музее-усадьбе «Архангельское»
Адрес:
поселок Архангельское, городской округ Красногорск, Московская область, Россия
Общая площадь здания:
1147,1 м.кв.
Заказчик:
Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 100-летия основания ФГБУК «Государственный музей-усадьба "Архангельское"»
Руководители бюро:
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы:
Татьяна Старченко
Архитекторы:
Янина Смагина, Мария Романова, Жанна Галут, Дарья Дордина, Василиса Шишко; при участии Александры Плотниковой и Аманды Сизых
ГАП:
Николай Шипилов
Озеленение:
Диана Загика
Проектирование:
2017-2021
Реализация:
2022
Фото:
Дмитрий Чебаненко
Задача:Расширить инфраструктуру Архангельского в рамках мастер-плана, приуроченного к 100-летию музея-усадьбы.
Решение:Спроектировать универсальное пространство, в котором расположатся кафе, экспозиционный зал и лекторий; вписать новое здание в общий ансамбль Архангельского.
Проект Оранжерей –
часть мастер-плана к 100-летию усадьбы. Основная идея проекта заключается в том, чтобы Архангельское стало современным общественным и культурным пространством. Для этого необходимо расширить инфраструктуру и защитить историческое ядро усадьбы от чрезмерной нагрузки. Мастер-план был условно разделен на несколько этапов: 1) реставрация здания усадьбы; 2) воссоздание утраченных объектов (фондохранилище, лекторий, выставочный зал); 3) работа с территорией и ее активацией (Лохин остров, набережная).
История оранжерей в Архангельском началась еще в XVIII веке, они появились при князьях Голицыных, в чьем владении усадьба находилась около сотни лет. Экзотическими растениями увлекался и князь Николай Борисович Юсупов-старший: в его коллекции было много необычных и дорогих экземпляров. В 2022, спустя почти 200 лет, на территории Архангельского вновь появились оранжереи, но уже в новом прочтении: теперь это многофункциональное культурное и общественное пространство.
Оранжереи расположены в тихой части Архангельского недалеко от входа, что удобно для туристических групп. Они спрятаны в лесу и не связаны напрямую с пейзажным парком и дворцом. Неподалеку от Оранжерей располагаются такие достопримечательности усадьбы, как домик Герцена и Конторский флигель.
Перед бюро стояла задача воссоздать не столько объект, сколько часть ансамбля Архангельского. Оранжереи должны были гармонично вписаться в окружающий их ландшафт: историческую архитектуру, новую застройку и густой лес.
План воссоздания оранжерей был разработан вместе с реставрационной мастерской. Вместе со специалистами архитекторы провели историко-архивные исследования, в результате которых удалось узнать об аналогичных примерах строительства оранжерей и технологиях XVIII-XIX вв.
О местоположении оранжерей стало также известно из архивных свидетельств. Так, удалось узнать, что на месте строительства были «Пальмовая», «Холодная» и «Эрикова» оранжереи. Строения располагались в две линии, но со временем одна из линий заросла деревьями, поэтому было решено не вмешиваться в их рост и воссоздать только один ряд оранжерей.
В Архангельском установлены ограничения: здания не должны превышать определенную отметку, поэтому Оранжереи задуманы приземистыми. Было решено заглубить уровень входа, чтобы оставить потолки высокими. Таким образом верхняя отметка оранжерей соответствует их историческим прототипам: высота здания задумана такой же, как на аналогичных чертежах XVIII века.
Архангельскому не хватало музейных функций, в исторических интерьерах невозможно было устраивать современные выставки. Теперь Оранжереи выполняют функции универсального выставочного и лекционного пространства: там размещают инсталляции, музейные экспозиции, проводят лекции, мероприятия для сотрудников Архангельского и другие общественные события. Принципами компоновки и габаритами здание действительно похоже на аналогичные исторические оранжереи: архитекторы сохранили традиционные пропорции и абрис, но соединили их с современными технологиями звуко- и теплоизоляции.
Центральная (Пальмовая) оранжерея приспособлена для разных форматов выставок. Там обеспечены специальные климатические и световые условия, оборудованы подвесы, что невозможно было обеспечить в исторических интерьерах дворца. В выставочном зале задействованы технологии фальшполов, климат-контроля и специальное динамическое освещение: в зависимости от экспозиционного материала можно регулировать яркость, фокус и интенсивность света.
Функции общепита на территории усадьбы до сих пор выполнял ресторан. Теперь в Оранжереях появилось кафе, которое рассчитано как на индивидуальных посетителей, так и на организованные группы.
В отделке Оранжерей используются преимущественно светлые тона с цветовыми акцентами. Отделочные и строительные материалы были выбраны с оглядкой на аналогичные объекты того времени. Архитекторы изучили сохранившиеся исторические оранжереи и выбрали традиционные для строительства оранжерей материалы: кирпич, дерево, деревянные рамы, остекление. Полы в оранжереях делались кирпичными или земляными, эта традиция нашла отражение в кафе Оранжерей Архангельского: пол там отделан клинкером. Клинкер используется и в отделке цоколя.
Для Оранжерей были найдены и спроектированы преимущественно встроенные элементы мебели. Барная стойка, полки, встроенные шкафы в кафе и гардеробных зонах – индивидуального изготовления и выполнены по эскизам Wowhaus.