Экспозиция «Великий Шелковый путь — золотое наследие Китая и Узбекистана» в Самарканде
Адрес:
Узбекистан, Самарканд, Университетский бульвар, 15
Площадь:
390 м2
Заказчик:
Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан
Проектирование:
2022
Руководители бюро:
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы:
Екатерина Ковбашина
Ведущий архитектор:
Александра Бритвина
Архитекторы:
Татьяна Гурова, Виктория Егорова; при участии Алены Галустовой
Визуализаторы:
Темирлан Асанбаев, Михаил Николаев
ГАП:
Николай Шипилов
Менеджер проекта:
Иляна Сангаджиева
Приуроченная к саммиту Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, который должен был пройти в сентябре 2022 года, экспозиция посвящена истории Великого Шелкового пути и его роли в отношениях Узбекистана и Китая. Экспозицию должны были посетить главы двух государств, а также более широкая аудитория.
Задача:Рассказать историю Великого Шелкового пути, акцентировав внимание на взаимовлиянии двух культур: Китая и Узбекистана.
Решение:Сформулировать композицию пространства, которая способствует погружению посетителя в нарратив экспозиции; подчеркнуть экспонаты (исторические объекты) цифровыми инструментами.
Пространством выставки стал исторический особняк, поэтому проект предполагает легкое наслоение экспозиционных элементов на существующие интерьеры здания. Необходимо было избежать крепление к стенам, поэтому все декорации – в отдельных боксах.
Команда архитекторов работала с местным куратором-историком. Вместе с ним мы сформулировали концепцию залов, каждый из которых знакомит посетителя с отдельным периодом из истории Шелкового пути. Экспозиция вдохновлена образами Узбекистана и Китая. Она должна была гармонично вплетаться в культурную ткань Самарканда, дополняя и расширяя его смыслы.
В качестве визуальной основы использованы образы тканей и керамики с национальными китайскими и узбекскими узорами, драгоценных камней, нефрита, бумаги, звездного неба. Каждый из залов дополняется соответствующим звуковым сопровождением, погружающим посетителя в нарратив экспозиции.
Выставка начинается с улицы. На входе в особняк установлены увеличенные копии традиционных китайских зеркал. Их оригиналы ожидают посетителя внутри.
Первый зал посвящен шелку и караванным путям. Тюки, покрытые тканью, светятся, на них проецируется видеоряд с традиционными орнаментами и шагающими по барханам верблюдами. Было решено, что в этом зале будет всего один исторический экспонат – костяная палочка для обработки шелка. Такого рода масштабирование позволит подчеркнуть ценность маленькой детали на фоне большого исторического процесса.
Зона коридора – «душное» пространство, посвященное торговле. При создании его концепции архитекторы вдохновлялись базарами Самарканда. Текстуры ковров можно увидеть на стенах, полу и потолках: они изображены на цифровых панелях и создают ощущение тесноты. В одной из стен – ниша с монетами-экспонатами.
В главном зале повествование затрагивает основные предметы обмена: богатства Китая и Узбекистана. Почти весь зал занимают два больших цилиндра-спирали. Они символизируют две страны и раскручиваются навстречу друг другу. В каждом цилиндре выставляются экспонаты — то, чем на протяжении истории обменивались страны в результате торговли. Среди экспонатов в цилиндре Узбекистана – ковры, украшения, фрукты, драгоценные камни, а у Китая — шелк, фарфор, порох, рис и бумага.
Цилиндры устроены по принципу ночников: золотой свет изнутри проходит сквозь перфорированный орнамент, и тени падают на стены особняка.
Зона калейдоскопа – аттракцион посреди исторического особняка. За счет отражения изображение множится: китайские паттерны сменяются узбекскими и покрывают весь зал.
В информационном зале посетитель может взаимодействовать с тач-экраном, он позволяет изучить карты и маршруты торговцев древности. Отделка стен имитирует барханы и китайские крыши.
В зоне сокровищницы размещены самые ценные экспонаты: золотые украшения и камни. Зал оформлен как оазис, где проецируется течение воды и мерцают драгоценности.
У выхода посетителей ждут еще два зала. В одном из них расположены образцы узбекской и китайской керамики, в другом – фрагмент скульптуры в виде головы девушки V в.н.э. Скульптура является единственным экспонатом в темном зале, что подчеркивает ее ценность.