Фестиваль фейерверков

Адрес: Братеевский каскадный парк, Москва, Россия
Заказчик: Международный фестиваль фейерверков «РОСТЕХ»

Авторский коллектив
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Эдуард Русенко
Ведущие архитекторы: Анастасия Измакова
Архитекторы: Нина Степина, Алина Малышева, Кристина Рыкова, Екатерина Ковбашина, Софья Жукова, Алина Рахматуллина, Екатерина Спорыхина

Проект: 2017
Строительство: 2017


Летом 2017 года в Братеевском каскадном парке проходил международный фестиваль фейерверков от компании «Ростех»: на два дня парк превратился в площадку для праздничных гуляний. Кроме шоу салютов в парке развернулась масштабная программа, частью которой стали архитектурные инсталляции.

Задача:

Сделать на время фестиваля знаковые и яркие объекты, которые делили бы территорию на разные тематические зоны, служили ориентиром для посетителей и одновременно предлагали бы им разнообразный досуг.

Решение:

Молодые архитекторы бюро, выпускники третьего потока интернатуры, под руководством ведущего архитектора бюро Анастасии Измаковой придумали инсталляции на тему «Москва на семи холмах». Символ каждого холма намеренно был выбран из неочевидных ассоциаций, чтобы сохранить загадку места, которую посетитель должен отыскать внутри инсталляций. Найти каждый образ помогла лекция москвоведа Филиппа Смирнова.
В качестве подсказки каждый объект имеет описание, объясняющее исторический контекст места.

 

Каждая инсталляция имеет функцию, связанную с историческим контекстом холма, и при этом тематически обусловлена соответствующей зоной парка: так, водоразборный фонтан находится рядом с фудкортом, Швивая горка рядом с ремесленной зоной, а на Сретенском холме можно посмотреть кино.

 

БОРОВИЦКИЙ ХОЛМ

Самый заметный объект дает прямую отсылку к главным московским достопримечательностям, стоящим на Боровицком холме: красная инсталляция построена как площадь за абстрактной оградой, напоминающей бор или зубчатую стену. В центре поместились огромные двенадцатиметровые качели, прокатиться на которых можно стоя.

 
 
 
 
 
 
ШВИВАЯ ГОРКА

Холм получил свое название в честь ткачей (швецов), живших в этой части города (на Таганском холме), поэтому символом места стала башня с вертикальным ткацким станком внутри. В основание-пятиконечную звезду поместились пять станков с разноцветными нитями: на каждой стороне можно было создать собственное полотно с помощью челнока и дополнительной «правой» рейки. Образ ткацкого станка подчеркивают декоративные нити, натянутые между рейками.
 
 
 
 
 
 
СТРАСТНОЙ ХОЛМ

Аллегорией холма, на котором берет свое начало Тверская улица, стало движение: в 1820 году по Тверской пошли первые дилижансы, в 1872 была проложена первая конка, позже превратившаяся в трамвайные пути, а в 1930-е при расширении улицы было передвинуто несколько зданий. Здесь же располагалась первая в стране киностудия.
Для фестиваля все это превратилось в путь длиной в 25 метров: платформа со встроенными рельсами позволяет перемещать боксы для сидения в глубь инсталляции, которую завершает проекция с перспективой Тверской улицы. Подсветка, использованная во всех объектах, здесь превратилась в художественный прием, намекающий и на природу кинематографа, и на уличную иллюминацию.
 
 
 
 
СРЕТЕНСКИЙ ХОЛМ

Исторически Сретенский холм был связан с водой: там располагался большой питьевой фонтан. На рынке поблизости находился большой общественный самовар: чаепитие служило обрядом, завершающим крупные сделки.
Так символом места стал фонтан из переплетения цветных труб: подсвеченная вода циркулирует по всему объекту и с помощью кранов выпускается в резервуар, из которого затем трубы наполняются снова. Поскольку на Сретенском холме горожане покупали пищу, соседство фонтана с парковым фудкортом оказалось очень закономерным.
 
 
 
 
 
ПСКОВСКАЯ ГОРКА

Выбирая из важных исторических вех Псковской горки – крупный торговый район, еврейское гетто, английское подворье, – мы остановились на советской биографии этого места: здесь планировалось возведение 8-й сталинской высотки, а затем на фундаменте так и не законченного проекта появилась одна из самых больших гостиниц в мире – «Россия». Знаковое для столицы сооружение составляло 250 метров в длину и 150 в ширину, а высота основного блока была равна 50 метрам.
Символом Псковской горки стал условный «макет» гостиницы в масштабе 1:10: проницаемая деревянная структура с двором и высокой башней, которая служит зоной отдыха с гамаками и мягкими пуфами.
 
 
 
 
 
ИВАНОВСКАЯ ГОРКА

История Ивановской горки связана с музыкой. В 1837 году здесь впервые зазвучал орган в кафедральном соборе Святых Петра и Павла.
Именно образ музыкального инструмента лег в основу инсталляции. Череда вертикальных металлических труб разного масштаба – гигантский орган – издает диковинные звуки: благодаря стереоэффектам каждый цилиндр олицетворяет определенный музыкальный инструмент и создает собственную акустическую среду. Здесь есть ксилофон, арфа, колокол, металлофон, духовые, музыкальная шкатулка, диско-труба, переговорная труба и звукопоглощающая труба тишины.
 
 
 
 
 
 
 
ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ

Размышления о Воробьевых горах отсылают к строительным и инженерным достижениям, связанным с возведением главного здания МГУ, построенного в советское время. Космический масштаб строительства демонстрирует звезда на шпиле, размер которой равен 7,5 метрам.
Именно эта звезда легла в основу инсталляции: башня из нескольких ярусов образована семиметровой звездой, несколько раз поднятой по вертикали с поворотом. Получившаяся конструкция напоминает структуру ДНК, отсылающую к научной деятельности Университета. Попадая внутрь объекта, можно увидеть звезду реального размера в основании башни, а подняв голову – ее уменьшенную копию.