Экспозиция "Остров Триумфальных ворот" на Кутузовском проспекте
Открытая музейная экспозиция: бюро Wowhaus, Музей Москвы, ZolotoGroup
Руководители бюро: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Владимир Беляков
Архитекторы: Жанна Галут, Дарья Червинская
Менеджер проекта: Иляна Сангаджиева
Куратор от Музея Москвы: Наталья Катонова
Графический дизайн: ZolotoGroup
Освещение: Михаил Иванов
Озеленение: Сильвия Александрова и «Европарк»
Реализация: ГБУ «Автомобильные дороги»
Заказчик: Департамент капитального ремонта г. Москвы
Гепроектировщик: ООО «Консилио»
Проектирование: 2019 - 2020
Реализация: 2020
Расположение: Москва, Кутузовский проспект
Общая площадь: 1,6 га
Фото: Алексей Лифанов
Идея этого проекта родилась после того, как сын одного из основателей бюро спросил: почему Триумфальная арка находится не на Триумфальной площади?
Задача:Задать новый смысловой контур пространства у Триумфальных ворот.
Решение:Наполнить пространство экспозиционными блоками и оградить его от потока автомобилей при помощи озеленения.
Стало понятно, что есть необходимость рассказать москвичам и приезжающим туристам, «про что эта арка». До реконструкции Триумфальная арка воспринималась скорее как рудиментарное украшение разделителя правительственной трассы и место для свадебных фото. Экскурсоводы приводили сюда туристические группы, но это пространство никогда не осмыслялось как место для экспозиции.
Когда мы приступили к проекту, мы столкнулись с нетипичной для архитектора задачей – выделение нарративов. Из общего объема смысловых пластов, нанизанных на Поклонную гору, Войну 1812 года, до- и послепожарную Москву и триумфальный вход русской армии в Париж, надо было выделить четкие ветви рассказа.
Экспозиция под открытым небом диктует свои особенности. Прежде всего это внимание аудитории. Экспозиция рассчитана на восприятие на бегу, без серьезного погружения в контент. Вторая особенность — необходимость использовать всепогодные вандалоустойчивые материалы, резко сужающие палитру возможностей проектировщика.
Нашим партнером стал Музей Москвы – музей, рассказывающий об истории Москвы, внутри своих зданий и в городском пространстве. Вместе с историками мы выделили главные сюжеты.
Открытая экспозиция протяженностью в 225 метров состоит из трех тематических блоков: Отечественная война 1812 года и Заграничный поход русской армии в 1813 – 1814 годах, Москва до и после нашествия Наполеона и история самой Триумфальной арки.
Мы начали с рассказа о полководцах — тех, благодаря кому русская армия победила в войне.
В тематическом блоке об истории Москвы мы показали, какие здания сохранились до сих пор и как карты того времени соотносятся с топографией современного города.
Третий сюжет экспозиции — сама арка, ее история и символика. Московские Триумфальные ворота были сооружены Осипом Бове в 1834 году на площади Тверская застава, они стали манифестом императора Николая I. В 1936 году было принято решение расширить транспортную магистраль на площади Белорусского вокзала. Арка была разобрана и восстановлена только в 1968 году уже на Кутузовском проспекте.
Основным артефактом, на который мы опирались при проектировании, стала карта Минара. В 1869 году Шарль-Жозеф Минар создал карту-схему вторжения Наполеона Бонапарта в Россию. Можно назвать ее одним из первых инфографических изображений в мире. Это графическая реконструкция маршрута французской армии: она показывает тактические, стратегические ошибки, человеческие потери во время изнурительных переходов. Мы перенесли эту карту в объем.
Триумфальная арка стоит на острове. Первым необходимым шагом было вырвать этот островок из городского шума. Это удалось благодаря перепрофилированию ландшафта: были созданы искусственные холмы. В память о дошедших до Парижа в 1814 году русских войсках у Триумфальной арки высажена липовая аллея. Многие солдаты тогда впервые увидели Европу, липовые аллеи у Триумфальной арки стали символом Парижа в Москве.
Перед выходом со станции метро Парк Победы мы создали площадь с новой структурой, композиционно выстроенной вокруг арки. В мощение мы интегрировали металлические элементы с датировкой ключевых событий.