концепция |
Московская монорельсовая транспортная система была открыта для пассажиров в 2004 году, она связывает несколько районов в Северо-Восточном административном округе Москвы. Сейчас монорельс работает в экскурсионном режиме, поезда ходят раз в полчаса. В будущем систему планируется закрыть из-за нерентабельности, частичного дублирования трамвайной веткой и невыполнения транспортных задач. Что будет с так недавно созданной инфраструктурой — вопрос открытый.
Предложить новое использование существующей инфраструктуры.
На опорах монорельса появляется новый пешеходный и беговой путь длиной в 4,7 км, который проходит через несколько районов города. На каждом участке пути появляются дополнительные функции в зависимости от потребностей района: это оранжереи, кафе и даже бассейн.
Градостроительный контекст
В непосредственной близости от монорельса находится сельскохозяйственная академия, Останкинская башня, ВДНХ, гостиница «Космос», Музей Космонавтики, памятник монументального искусства «Рабочий и колхозница» и множество парков.
В концепции монорельс свяжет близко расположенные, но изолированные друг от друга районы и станет линейным объектом для пешеходных прогулок и занятий спортом, аналогов которому в Москве пока нет.
Функциональное зонирование разделит его на несколько частей, каждая из которых точно отвечает потребностям окружения.
Участок от станции «Тимирязевская» до улицы Милашенкова расположен максимально близко к сельскохозяйственной академии. Он начнется с публичной оранжереи и сможет использоваться студентами и преподавателями.
Следом идет зона с открытыми спортивными площадками и интерактивными инсталляциями, реагирующими на движение. В помещении станции «Улица Милашенкова» запланирован «бэйби-паркинг» — сервис, который позволит молодым матерям оставить маленького ребенка с няней, а самим получить возможность побегать или потренироваться.
Продолжение эстакады от станции «Улица Милашенкова» до станции «Телецентр» предлагается использовать для трамвайных линий, пешеходной и беговой и велодорожек. Эта транзитная зона будет связывать публичные оранжереи и спортивные площадки с мечтательным садом.
Мечтательный сад расположится на участке от станции «Телецентр» до Новомосковской улицы. Отсюда открываются самые красивые виды на усадьбу «Останкино», пруд и церковь. Здесь расположен амфитеатр и сад с плодовыми деревьями. В этой зоне мы предлагаем разместить безбортный переливной бассейн. Край бассейна визуально сливается с панорамным видом на город, создавая впечатление, что водная поверхность не имеет границы.
Рядом будет расположен спортивный бассейн. Оба бассейна предполагают раздевалки, душ, сауну и фитнес-центр. В этой же видовой зоне предлагается создать деревянный пляж.
От безбортного бассейна, который призван стать точкой притяжения городского масштаба, посетитель переходит к зоне семейного досуга с детскими площадками для разных возрастов, кафе и “зеленым тоннелем”. Это зона расположена на участке от улицы Новомосковская до станции «ВДНХ».
За “зеленым тоннелем” следуют перехватывающая зона и зона культуры, занимающие участок между станциями «ВДНХ» и «Улица Сергея Эйзенштейна». Перехватывающей она названа в связи с тем, что именно здесь монорельс начинает конкурировать с одной из главных достопримечательностей столицы — Выставкой достижений народного хозяйства, и возникает необходимость распределить потоки посетителей.
В этой зоне расположена экспериментальная оранжерея, образ которой подсказан историческим контекстом ВДНХ. За оранжереей начинается висячий сад с качелями и гамаками, световыми инсталляциями и фудкортом.
Зона соединяет инфраструктуру для профессионального спорта и культурные институции. Здесь предполагается медпункт, тренерская, площадка для экстремального бега и площадка для паркура.
Депо монорельса займет независимая театральная площадка и музей транспорта, в постоянной коллекции которого будут экспонироваться и уникальные составы монорельса, что позволит сохранить память места и историю этого вида транспорта.
Проект предполагает функциональное расширение возможностей существующей инфраструктуры, восполнение недостающих функций, создание безопасной, удобной, привлекательной прогулочной зоны и новых точек притяжения городского масштаба.