Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

концепция
Бюро Wowhaus
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина.
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект"), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).



Московская монорельсовая транспортная система была открыта для пассажиров в 2004 году, она связывает несколько районов в Северо-Восточном административном округе Москвы. Сейчас монорельс работает в экскурсионном режиме, поезда ходят раз в полчаса. В будущем систему планируется закрыть из-за нерентабельности, частичного дублирования трамвайной веткой и невыполнения транспортных задач. Что будет с так недавно созданной инфраструктурой — вопрос открытый.

Задача:

Предложить новое использование существующей инфраструктуры.

Решение:

На опорах монорельса появляется новый пешеходный и беговой путь длиной в 4,7 км, который проходит через несколько районов города. На каждом участке пути появляются дополнительные функции в зависимости от потребностей района: это оранжереи, кафе и даже бассейн.

Градостроительный контекст
В непосредственной близости от монорельса находится сельскохозяйственная академия, Останкинская башня, ВДНХ, гостиница «Космос», Музей Космонавтики, памятник монументального искусства «Рабочий и колхозница» и множество парков.

 
Градостроительный контекст

В концепции монорельс свяжет близко расположенные, но изолированные друг от друга районы и станет линейным объектом для пешеходных прогулок и занятий спортом, аналогов которому в Москве пока нет.

 
Функциональное зонирование

Функциональное зонирование разделит его на несколько частей, каждая из которых точно отвечает потребностям окружения.

 
Функциональное зонирование

Участок от станции «Тимирязевская» до улицы Милашенкова расположен максимально близко к сельскохозяйственной академии. Он начнется с публичной оранжереи и сможет использоваться студентами и преподавателями.

 
Аксонометрия

 

 
Оранжерея

Следом идет зона с открытыми спортивными площадками и интерактивными инсталляциями, реагирующими на движение. В помещении станции «Улица Милашенкова» запланирован «бэйби-паркинг» — сервис, который позволит молодым матерям оставить маленького ребенка с няней, а самим получить возможность побегать или потренироваться.

 
Транзит

Продолжение эстакады от станции «Улица Милашенкова» до станции «Телецентр» предлагается использовать для трамвайных линий, пешеходной и беговой и велодорожек. Эта транзитная зона будет связывать публичные оранжереи и спортивные площадки с мечтательным садом.

 
Аксонометрия

Мечтательный сад расположится на участке от станции «Телецентр» до Новомосковской улицы. Отсюда открываются самые красивые виды на усадьбу «Останкино», пруд и церковь. Здесь расположен амфитеатр и сад с плодовыми деревьями. В этой зоне мы предлагаем разместить безбортный переливной бассейн. Край бассейна визуально сливается с панорамным видом на город, создавая впечатление, что водная поверхность не имеет границы.

 
Аксонометрия

Рядом будет расположен спортивный бассейн. Оба бассейна предполагают раздевалки, душ, сауну и фитнес-центр. В этой же видовой зоне предлагается создать деревянный пляж.  

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

От безбортного бассейна, который призван стать точкой притяжения городского масштаба, посетитель переходит к зоне семейного досуга с детскими площадками для разных возрастов, кафе и “зеленым тоннелем”. Это зона расположена на участке от улицы Новомосковская до станции «ВДНХ».

 
Аксонометрия

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

За “зеленым тоннелем” следуют перехватывающая зона и зона культуры, занимающие участок между станциями «ВДНХ» и «Улица Сергея Эйзенштейна». Перехватывающей она названа в связи с тем, что именно здесь монорельс начинает конкурировать с одной из главных достопримечательностей столицы — Выставкой достижений народного хозяйства, и возникает необходимость распределить потоки посетителей.

 
Аксонометрия

В этой зоне расположена экспериментальная оранжерея, образ которой подсказан историческим контекстом ВДНХ. За оранжереей начинается висячий сад с качелями и гамаками, световыми инсталляциями и фудкортом.

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

Зона соединяет инфраструктуру для профессионального спорта и культурные институции. Здесь предполагается медпункт, тренерская, площадка для экстремального бега и площадка для паркура.

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

Депо монорельса займет независимая театральная площадка и музей транспорта, в постоянной коллекции которого будут экспонироваться и уникальные составы монорельса, что позволит сохранить память места и историю этого вида транспорта.

 
Схема депо

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

 

 
Московская монорельсовая транспортная система. Ревитализация.

Проект предполагает функциональное расширение возможностей существующей инфраструктуры, восполнение недостающих функций, создание безопасной, удобной, привлекательной прогулочной зоны и новых точек притяжения городского масштаба.

 
Событийная программа