Площадь Киевского вокзала

Общая площадь территории: 7,4 га
Проектирование: 2017-2019
Реализация: 2019-2021
Заказчик: Департамент капитального ремонта города Москвы
Руководители бюро: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Ведущий архитектор: Екатерина Спорыхина
Архитекторы: Юлия Заречкина, Денис Кочанов, Дарья Можаева, Нина Степина
Менеджер проекта: Светлана Стефашина
Озеленение: Архитектура живой формы
Фото: Олег Леонов


Киевский вокзал — объект культурного наследия и большой пересадочный узел. Среди значимых ближних направлений Киевского вокзала – Калуга, Наро-Фоминск, Переделкино, а также аэропорт Внуково, куда ходит Аэроэкспресс. Поезда дальнего следования отправляются среди прочего в Анапу, Киев, Кишинев, Львов, Одессу.

Задача:

Упорядочить хаотичное пространство площади Киевского вокзала и сделать доступной организацию комфортного для пользователей мультимодального транспортно-пересадочного комплекса.

Решение:

Реорганизовать и оптимизировать транспортную схему, оснастить площадь навигационными указателями, расширить пешеходную зону и очистить ее от лишних визуальных элементов.

В мегаполисах, в отличие от небольших городов, невозможно введение строгих ограничений на пользование личным транспортом. В этих условиях задача заключается в достижении баланса между различными способами передвижения. Поэтому совершенствование устройства транспортно-пересадочных узлов – ключ к обновлению всей транспортной системы. В этом проекте нам было важно показать, что сложная транспортная сеть в современном городе может полноценно обеспечить быстрое и простое передвижение.
Площадь Киевского вокзала
Помимо создания продуманной транспортно-посадочной зоны, мы упорядочили доступ ко всем точкам притяжения, расположенным вблизи площади: к Киевскому вокзалу и метро Киевская, торговому центру «Европейский» и комплексу деловых центров.
Площадь Киевского вокзала
Территория около Киевского вокзала была не обустроена для пешеходного движения, в особенности – для перемещения пассажира с багажом. Пешеходам приходилось срезать путь к остановкам общественного транспорта сквозь стихийную парковку. Попасть из одного места в другое было затруднительно, двигаться можно было только в обход: через разворотные площадки автобусов и переходы, правила пользования которыми неминуемо нарушались. Площадь Киевского вокзала – оживленный участок, где проходит до 5 тысяч человек в час, поэтому регулирование и оптимизация пешеходных потоков там были крайне необходимы.
Площадь Киевского вокзала
Так как парковочные места занимали большую часть площади, они разбивали пространство на несколько несвязанных для пешехода частей. Мы смоделировали основные маршруты людей по площади и сделали их как можно более короткими и удобными.
Площадь Киевского вокзала
Реорганизация движения транспорта позволила обеспечить комфортный пешеходный транзит с помощью благоустроенных островков безопасности между точками притяжения и рекреацией. Нам удалось высвободить площадь для озеленения.
Площадь Киевского вокзала
Транспортные потоки также требовали упорядочивания. Мы реорганизовали стоянки перед вокзалом в зависимости от универсальности средств передвижения: в первую очередь – общественный транспорт, затем – такси, и только после – личные автомобили. Остановки городских и пригородных автобусов мы расположили так, чтобы сделать процесс пересадок понятным и удобным.
Площадь Киевского вокзала
Парковочные места стали более компактными, разделение потоков и более организованная система въезда и выезда значительно упрощают движение транспорта. Ранее присутствовавшие конфликтные точки пересечения потоков были нивелированы.
Площадь Киевского вокзала
Ромбовидный орнамент используется на фасадах вокзала, в интерьере здания и в отделке вестибюлей метро. На благоустроенной площади Киевского вокзала орнаментальное решение реализуется при помощи мощения.
Площадь Киевского вокзала