Личное публичное

Когда мы проектируем интерьеры, фестивали и выставки, то работаем не только с архитектурной концепцией, но и с малыми формами — арт-объектами и мебелью. Уникальный объект определяет атмосферу места, работает в связи с архитектурой, позволяет полнее передать специфику пространства.

Такие дизайнеры и архитекторы, как Уильям Моррис, Йозеф Хоффман, Чарльз Ренни Макинтош, Фрэнк Ллойд Райт не только рисовали дома и оформляли интерьеры, но проектировали там все, вплоть до дверных ручек, детально прорабатывали каждый отдельный элемент убранства. Мы работаем с другими типологиями пространств, но ни один знаковый проект бюро не обходится без site specific объектов.

В Театре Камала в Казани современная архитектура соединяется с татарскими национальными элементами. Локальная идентичность проявляется в деталях: двери в Большой зал, барная стойка и другие декоративные элементы выполнены из дерева и украшены резьбой с татарскими узорами. Архитекторы разработали орнаменты вместе местными художниками. Таким образом с холодной стеклянной оболочкой театра контрастируют теплые цвета и орнаментальные интерьеры.

Мы не разделяем дизайн и функцию. В Электротеатре «Станиславский» архитектурный замысел – создать максимально гибкое пространство – продолжился и в предметах интерьера. Мы придумали раздвижные перегородки в фойе, благодаря специальным узлам к ним можно крепить свет, элементы декораций. В зависимости от художественной задачи фойе превращается в сценический зал, подиум или выставочное пространство.

Специально созданные для интерьера предметы позволяют зонировать пространство и расставить акценты. В ресторане Regent by Rico зеркальная криволинейная ширма разделяет столы и создает ощущение приватности и пространства одновременно. Кроме ширмы, мы придумали зеркала разных форм — благодаря им свет и пространство искажаются во множестве отражений.

Средствами дизайна можно моделировать специфические сценарии поведения людей. Кресло, диван иногда можно специально спроектировать так, чтобы на них было некомфортно сидеть, если это продиктовано концепцией их использования. В баре «Стрелка» мы намеренно сделали лавочку для курильщиков так, чтобы на ней надолго никто не задерживался. На такое решение создателей Wowhaus вдохновило воспоминание, как подростки сидят на скамейках – оседлав спинку и упершись ногами в сидение. В результате у входа в бар появилась лавочка с сидением в виде спинки.

Объект паблик-арта – быстрое высказывание, и в этом его преимущество. В этом жанре можно быть провокационным, парадоксальным, ироничным, создавать высказывания, актуальные месту и времени. Для фестиваля в Выксе команда бюро спроектировала «Плот-парадокс». Сюрреалистичная конструкция из лестниц стала объемным оммажем Маурицу Эшеру. Лестницы переходят из горизонтальной плоскости в вертикальную, светлые и темные грани искажены — череда оптических иллюзий путает зрителя-участника. Уникальный объект не только подчеркивает, но и формирует специфику, узнаваемое лицо пространства и события.

Олег Шапиро: «Не очень люблю навешивать стилевые ярлыки, но, если говорить про предметный дизайн, то здесь мы сторонники модернизма, но такого теплого, человечного, если угодно – гедонистического модернизма, освященного традицией и в то же время проникнутого дружелюбием. Мне кажется, для общества нет ничего опаснее архитектора-аскета, стремящегося упростить всех и вся. Чтобы создавать гуманные вещи, архитектор должен быть отчасти гедонистом. Таково мое убеждение».