Личное публичное

Когда мы проектируем интерьеры, фестивали и выставки, то работаем не только с общей концепцией, но и с малыми формами — арт-объектами и мебелью. Это с одной стороны тщательность, с другой — последовательность: важно продумывать впечатления в любом масштабе, от большого к малому. Такие дизайнеры и архитекторы, как Уильям Моррис, Йозеф Хоффман, Чарльз Ренни Макинтош, Фрэнк Ллойд Райт не только рисовали дома и оформляли интерьеры, но проектировали там все, вплоть до дверных ручек. Мы обычно работаем с другими типологиями пространств, но ни один знаковый проект бюро не обходится без специально для него задуманных и выполненных объектов. 

В 2024 году вместе с Punto Group мы придумали целую коллекцию микроархитектуры или макромебели, которую можно расставлять, как знаки препинания, в публичных пространствах и частных садах.

В Театре Камала в Казани современная архитектура соединяется с татарскими национальными элементами, холодная стеклянная оболочка — с теплыми цветами интерьеров. Локальная идентичность проявляется в деталях: двери в Большой зал, барная стойка и другие декоративные элементы выполнены из дерева и украшены резьбой с татарскими узорами. Архитекторы разработали орнаменты вместе местными художниками. 

Мы не разделяем дизайн и функцию. В Электротеатре Станиславский архитектурный замысел — создать максимально гибкое пространство — продолжился и в предметах интерьера. Мы придумали раздвижные перегородки в фойе: благодаря специальным узлам к ним можно крепить свет, элементы декораций. В зависимости от художественной задачи фойе превращается в сценический зал, подиум или выставочное пространство.

Специально созданные для интерьера предметы позволяют зонировать пространство, расставить акценты, прочертить маршруты посетителей. В ресторане Regent зеркальная криволинейная ширма разделяет столы и создает ощущение приватности и простора одновременно. Кроме ширмы, мы придумали зеркала разных форм, которые неожиданным и увлекательным образом искажают и свет, и геометрию помещения. 

Средствами дизайна можно моделировать и сценарии поведения людей. Кресло или диван могут даже быть неудобными: например, в баре «Стрелка» мы намеренно сделали лавочку для курильщиков так, чтобы на ней надолго никто не задерживался. А форма ее отталкивается от мимолетного воспоминания о прогулке по бульварам, где зимой подростки устраиваются, оседлав спинки скамеек и упираясь ногами в сиденье. В результате у входа в бар появилась лавочка с сиденьем в виде спинки.

Объект паблик-арта — быстрое высказывание, и в этом его преимущество. В таком жанре можно быть провокационным, парадоксальным, ироничным, позволять себе актуальные комментарии, а главное — просто получать удовольствие. Для фестиваля в Выксе команда бюро спроектировала «Плот-парадокс». Сюрреалистичная конструкция из лестниц стала объемным оммажем Маурицу Эшеру. Лестницы переходили из горизонтальной плоскости в вертикальную, светлые и темные грани искажались — череда оптических иллюзий путала зрителя-участника и запоминалась надолго. Такие объекты и становятся визитными карточками событий и территорий. 

Олег Шапиро: «Не очень люблю навешивать стилевые ярлыки, но в предметном дизайне мы сторонники модернизма — такого теплого, человечного, если угодно — гедонистического, освященного традицией и в то же время проникнутого дружелюбием. Мне кажется, для общества нет ничего опаснее архитектора-аскета, который стремится упростить всех и вся. Чтобы создавать гуманные вещи, архитектор должен быть отчасти гедонистом. Таково мое убеждение».