Пространства, порождающие события

 Сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции за человеческий капитал, города, девелоперы и предприятия стремятся формировать среду, которая притягивает людей и порождает события. Где события – там люди, а где люди – там деньги и развитие.

Благоустройство в России зародилось задолго до того, как мы всерьез о нем заговорили. Но сегодня под ним понимается не то, что сто лет назад или даже в конце нулевых, когда благоустройством занимались по остаточному принципу. В начале 2010-х город захотел общаться со своими жителями не сверху вниз, а как с друзьями и единомышленниками. Для этого бюро Wowhaus в сотрудничестве с городскими властями изобрело язык, на котором современные общественные пространства разговаривают с людьми: ЦПКиО им. Горького, Крымская набережная, «Оливковый пляж» у Андреевского моста – для москвичей появление этих объектов стало откровением. Тогда жители города и его администрация заговорили об «общественных пространствах».

Сегодня благоустройство понимается как комплексное формирование городской среды, как процесс, который требует серьезной подготовительной работы – исследования экономического, функционального, рекреационного потенциала территории, ее достоинств и недостатков, оценки существующих градостроительных ограничений. Мы используем комплексный анализ данных, соцопросы – количественные и качественные. Современное благоустройство по объему исследовательской работы иногда не уступает матер-плану.

Современное благоустройство стало фактором экономики. Его приоритетная задача – это «оживление» городских общественных пространств, стимулирование социальной и экономической активности на площадях, улицах, набережных. С точки зрения девелопмента жилой недвижимости, это существенный фактор продаж. С начала 2010-х зрел запрос на качественную среду обитания. Новые общественные пространства задали стандарты благоустройства, на которые стали ориентироваться и власти, и девелоперы, и горожане. Благоустройство стало необходимой частью городских и девелоперских проектов, их экономической модели.

Потребность в общественных пространствах теперь чувствуется как в крупнейших городах, так и в регионах. В 2019 году в Туле открылась новая набережная у кремля по проекту Wowhaus. Ревитализация исторического центра имела неожиданный эффект: Тула стала туристическим центром, новые прогулочные территории стали осваивать местные жители, туда потянулись инвесторы.

О человечной среде со временем задумались не только городские власти и девелоперы: новым клиентом для бюро стали промышленные компании. Комфортные условия для сотрудников стали их приоритетной задачей, поэтому благоустроенные общественные пространства появляются и на территории производств.

Количество архитекторов в области благоустройства стремительно растет. Многие молодые специалисты, которые сегодня популярны благодаря общественным пространствам, учились проектировать их, когда работали в Wowhaus.

Язык, сформированный нами в начале 2010-х, развивается как всякий живой язык. Возникают новые приемы, появляются новые материалы, новые типы пространств требуют новых решений. Учитывая актуальные тенденции, мы помним о главном принципе: общественные пространства – это способ говорить с людьми на равных.

Олег Шапиро: «Любые трансформации городской среды экономически обусловлены. Исследования датского архитектора Яна Гейла на эту тему были крайне популярны на рубеже 2000–2010-х. В своих теоретических работах он проводил взаимосвязь между ростом благосостояния и запросами людей. Появляются разнообразные сервисы, им нужна клиентура, ее нужно чем-то привлекать, также увеличивается количество людей, работающих вне офиса, им нужно где-то проводить время. В результате требования к общественным пространствам растут».

Проекты