Маленькие миры

Бар «Стрелка» и кинотеатр «Пионер», ресторан ЦДЛ и Центр документального кино – интерьеры, спроектированные бюро Wowhaus, не похожи друг на друга. Разнообразие приемов обусловлено тем, что для нас метод метод первичнее стиля – именно он определяет характер пространственного высказывания. Изобретенный нами метод предполагает реакцию на контекст: потенциального пользователя, заказчика, историю места, его визуальные атрибуты. А поскольку контекст всегда разный, то и универсального стилевого решения в нашем случае быть не может.

Бар «Стрелка» был основан при институте медиа, архитектуры и дизайна, но это не помешало ему стать прибежищем для самой разной публики: студентов-урбанистов, миллионеров, тусовщиков, художников и всех тех, кто пришел сфотографироваться на легендарной террасе с видом на Храм Христа Спасителя и реку. Интерьер бара «Стрелка» обставлен как антикварной, так и авторской мебелью, и выдержан в теплых тонах – преобладают коричневый, охристый, бежевый, оранжевый цвета. Это эклектичная вещь, которая напоминает и британские пабы, и скандинавский дизайн 1960–1970-х, и советскую профессорскую квартиру.

Особого внимания в работе с контекстом требуют объекты наследия. Электротеатр «Станиславский» – пример работы с наслоениями разных эпох. Для того чтобы превратить старый кинотеатр в современную театральную площадку, мы предложили сохранить все аутентичные детали отделки и декора, не маскируя их истинный возраст. Новые элементы подчеркнуто нейтральны и не перекрывают исторические.

Ресторан ЦДЛ, напротив, служит примером радикального внедрения нового в старое: декоративные панели на стенах главного зала приглушают псевдоготический пафос исторического интерьера XIX века. Любое серьезное вмешательство в интерьер дубового зала ресторана могло привести к утратам – чтобы не навредить ему, было решено осуществить арт-интервенцию, наложив на старый интерьер новый слой.

При проектировании новых объектов влияние контекста на интерьер не менее важно. В Татарском театре им. Галиасгара Камала в Казани глобальные тренды соединяются с локальными традициями. Вместе со стеклом и модернистскими элементами в пространстве существуют национальные татарские орнаменты, которые нарисованы местными художниками.

Для галереи «Палисандр» Алины Пинской необходимо было создать нейтральный интерьер, который бы оттенил экспонируемые предметы мебели. Черно-белое пространство с серыми колоннами служит фоном, который «собирает» пестрое содержимое галереи воедино.

Мы внимательно исследуем контекст, с которым работаем, – изучаем прошлое места, выявляем его потенциал. Таким образом нам удается конструировать свой нарратив из элементов предметно-пространственной среды. Благодаря методу бюро пространства получаются непохожими друг на друга, а каждая история, которую рассказывают интерьеры Wowhaus, становится уникальной.

Олег Шапиро: «В плане эстетических и социальных предпочтений мы, как коллектив, довольно монолитны, и они, разумеется, тоже влияют на конечный результат нашей работы. Социальные предпочтения – это прежде всего стиль и ритм жизни, круг общения, привычка к отдельным видам досуга. В этом смысле нас уместно назвать гедонистами. Что касается эстетических предпочтений, то к ним можно отнести авангард 1920–1930-х, брутализм 1950–1970-х, поздний скандинавский дизайн».