Культура++

Анна Ищенко: «Мы, на самом деле, совершили революцию не только в благоустройстве, но и в подходе к проектированию общественных зданий. Институт «Стрелка», открывший свои двери в 2010 году, стал в этом смысле образцом для подражания на десятилетие вперед. Все придумывалось коллективным методом, совместно с попечительским советом института – и образовательная программа, и функциональная программа, и архитектура. Такого гибридного пространства, подобного «Стрелке», Москва до тех пор не знала. Это был чистый эксперимент по скрещиванию высокого и профанного, который неожиданно выстрелил, объединил вокруг себя множество последователей и стал местом силы для целого поколения».

В книге «Я++: Человек, город, сети» Уильям Митчелл описывает человека цифровой эпохи как биотехнологический феномен – его возможности не ограничиваются функциями тела благодаря Интернету и гаджетам.

Человек стал мобильнее, у него появилось больше свободного времени. У произошедшего «эволюционного» скачка наблюдается и негативный эффект – удержать внимание человека, вовлечь его в активность стало сложнее. Рассуждая об этом явлении, мы сформулировали концепцию «Культура++». Она описывает новый подход к проектированию общественных пространств: они состоят из функционального магнита – зрелищного, если речь о театре, или образовательного, в случае учебного заведения, и территории для сотворчества и общения. Эта архитектура антропоцентрична – она строится вокруг человека и для человека, ориентируется на его интересы и потребности. Она проницаема, дает чувство сопричастности.

Новое здание Татарского театра им. Галиасгара Камала в Казани, спроектированное Wowhaus совместно с японским бюро Kengo Kuma Architects & Associates, – не храм искусства в классическом, элитарном понимании. Театр не открывается только на время показа спектакля, это полноценное общественное пространство, эпицентр городской активности, где каждый человек найдет, чем заняться.

В Электротеатре «Станиславский» подход black box допускает бесконечные варианты конфигурации сценического пространства и рассадки зрителей в зале. Трансформировать можно все здание: экспериментальные спектакли, модные показы и фотовыставки проходят на парадной лестнице, за кулисами, в фойе и во дворе театра.

Традиционные музеи выставляют малую часть того, что хранят, до 90 % музейных предметов доступны только сотрудникам. Мы рекомендуем открывать часть фондов, когда проектируем музеи. Принцип полной открытости вместе с принципом проницаемости бюро использовало в проекте реконструкции Политехнического музея, выполненного совместно с Junya Ishigami & Associates. Мы верим, что такой подход способен привлечь в культурные институции больше людей.

Концепцию «Культура++» формировалась с наших первых проектов – театра «Практика» и Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Театр «Практика» расположен в подвале жилого дома в переулках Патриарших прудов. Мы «присвоили» театру дворовое пространство, чтобы расширить театральное пространство. Во дворе образовалось открытое фойе для посетителей театра и прохожих.

Идея образовательного учреждения органически дополнилась идеями общественного пространства с амфитеатром для лекций и мероприятий, бара и художественной мастерской. Все это стало единым архитектурным комплексом Института «Стрелка», где смешались разные аудитории – от студентов до миллионеров. В «Стрелке» был реализован принцип проницаемости, который лег в основу концепции «Культура++».

Олег Шапиро: «Мы очень любим проектировать в составе общественных зданий внутридворовые пространства с разнообразным функционалом. Благодаря этому здания становятся более отрытыми, демократичными, дружелюбными. Двор – это очень внеформатная история, он как бы для всех. И она особенно хорошо работает на контрасте с серьезным, порой откровенно тяжеловесным контентом, который демонстрируется в музеях, театрах и других культурных институциях».