Культура++

Анна Ищенко: «Мы перепридумали подход к проектированию не только общественных пространств, но и общественных институций. Институт «Стрелка», открывший двери в 2010 году, стал в этом смысле образцом для подражания на десятилетие вперед. Все придумывалось коллективным методом, совместно с попечительским советом института — и образовательная программа, и функциональная программа, и архитектура. Это был чистый эксперимент, который неожиданно выстрелил, объединил вокруг себя множество последователей и стал местом силы для целого поколения».

В книге «Я++: Человек, город, сети» Уильям Митчелл описывает человека цифровой эпохи как биотехнологический феномен: благодаря интернету и гаджетам его возможности не ограничиваются тем, что доступно телу.

Человек стал мобильнее, у него появилось больше свободного времени. Но тут есть и негативный эффект — удерживать внимание, вовлекать людей в какую-то новую деятельность стало сложнее. Размышляя об этом явлении, мы сформулировали концепцию «Культура++», которая описывает новый подход к проектированию общественных пространств: они состоят из функционального магнита — зрелищного, если речь о театре, или образовательного, в случае учебного заведения — и территории для сотворчества и общения.

Наш принцип — проектировать не стены, а события. Мы стараемся придумать, как человек живет в получившемся пространстве, что он там делает, что ему интересно, с кем он там сталкивается и как взаимодействует. Нам важно подчеркнуть остроту восприятия места и сформировать чувство сопричастности.

Концепция «Культура++» складывалась с наших первых проектов — театра «Практика» и Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». 

Театр «Практика» расположен в подвале жилого дома в переулках вокруг Патриарших прудов. Мы распространили театр во двор, расширили его сферу влияния. Во дворе образовалось открытое фойе для посетителей театра и прохожих.

В Институте «Стрелка» образовательное учреждение разрослось до общественного пространства с амфитеатром для лекций и мероприятий, бара и художественной мастерской. Все это стало единым архитектурным комплексом Института «Стрелка», где смешивались разные посетители — от студентов до миллионеров. Такое гибридное место появилось в Москве в первый раз, и никто до конца не знал, что из него получится. В итоге в «Стрелке» был реализован принцип проницаемости, который стал одной из основ нашей концепции.



Новое здание Татарского театра имени Галиасгара Камала в Казани, которое мы делали вместе с японским бюро Kengo Kuma & Associates, — не храм искусства в классическом, элитарном понимании. Театр открывается не только на время спектакля: это полноценное общественное пространство, эпицентр городской жизни, где каждый найдет занятие по душе.

В Электротеатре «Станиславский» сцена-коробка допускает бесконечные варианты конфигурации зала и рассадки зрителей. Трансформировать можно все здание: экспериментальные постановки, модные показы и фотовыставки происходят на парадной лестнице, за кулисами, в фойе и во дворе.



Традиционные музеи выставляют малую часть того, что хранят — до 90% музейных предметов доступны только сотрудникам. Проектируя музеи, мы рекомендуем открывать часть фондов. Принцип полной открытости вместе с принципом проницаемости бюро использовало в проекте реконструкции Политехнического музея, выполненном совместно с японским бюро junya.ishigami + associates. Мы верим, что такой подход способен привести в культурные институции больше людей.



Границы между дисциплинами, форматами отдыха, между улицей и зданием постепенно размываются. Высокая культура, которую создают профессионалы, уживается с профанной, и часто у них одна и та же аудитория. Современная культурная институция — это не только место экспонирования искусства, но и пространство для взаимодействия людей с искусством и друг с другом. 

Олег Шапиро: «Мы любим устраивать при общественных зданиях внутренние дворы, которые делают все пространство более открытым, демократичным, дружелюбным. Двор — внеформатная история, предназначенная для всех. И он особенно хорошо работает на контрасте с серьезным, порой откровенно тяжеловесным контентом, который демонстрируется в музеях, театрах и других культурных институциях».