Хорошо спланированное приключение

У индустрии гостеприимства преобладают два типа запросов к архитекторам – проектирование гостиничных объектов и стратегическое планирование туристических территорий. При работе с обеими типологиями бюро Wowhaus опирается на целостное восприятие туристического продукта и комплексное освоение территорий. Мы анализируем бизнес-интересы заказчика, изучаем локальный контекст, экономический и социальный потенциал места, природное окружение – все это определяет, каким будет здание или план развития территории.

Яркие переживания и уровень комфорта выше ожиданий – необходимые составляющие туристического продукта. В жанре гостиничной архитектуры мы создаем функционально насыщенную среду, где возможны разные сценарии досуга – от спокойных прогулок до активного отдыха. Таким образом спроектированы гостиницы в Сочи и Туле, эко-отель «Истра Дача» в Московской области, санатории «Корабельная роща» в Нижнекамске и «Кедровый бор» в Кемерове.

Туристические мастер-планы также требуют гибкого и аналитического подхода. Россия – страна одиннадцати часовых поясов и пяти природно-климатических зон: каждая территория нуждается в самостоятельном стратегическом сценарии. Общая для них задача – привлекать в регион людей и инвестиции, которые неизбежно притягивают друг друга. Стратегия развития Тулы, хотя и не нацелена исключительно на туристов, превратила ее в туристический город. Рядом с кремлем открылась новая набережная по проекту бюро, центральные улицы стали пешеходными. Поток туристов увеличился, в новом центре стали открываться отели, рестораны, магазины и киоски.

Еще одним результатом мастер-плана часто становится изменение в восприятии города или района. Уже очевидно, что созданная бюро программа туристического освоения территорий озера Кезеной-Ам в Чеченской Республике и Джейрахского ущелья в Республике Ингушетия изменит позиционирование регионов на государственном уровне.

В результате активации городской жизни выигрывают и местные жители. Туристический мастер-план Тобольска изначально разрабатывался не только для туристов, но и для местных жителей – сотрудников СИБУР. Концепция предполагает, что небольшой исторический город становится новой точкой на туристической карте Сибири. План трансформации Тобольска описывает комплексные мероприятия и серию точечных архитектурных решений: вместе с коллегами из horovod.space мы сформулировали новый бренд города, продумали новые маршрутов и связи, спроектировали новые общественные пространства в Нижнем посаде, набережную, Центр впечатлений.

Пляжный курорт «Новая Анапа» стал для бюро опытом мастер-планирования туристической территории с нуля. Вместе с командой социологов, экономистов, маркетологов мы продумали туристические сценарии, айдентику и архитектуру – согласно концепции, курорт работает и привлекает туристов круглый год. «Новая Анапа» стала примером переосмысления российского курорта и экспериментом по развитию этого жанра.

Туристическая отрасль российской экономики переживает период беспрецедентного роста, но все равно спрос на туристическую инфраструктуру превышает предложение. Индустрия сталкивается со значительными вызовами: туристическим городам и территориям недостает связанности, привлекательных для путешественников гостиниц и других объектов гостеприимства. Нам кажется важным использовать бурный рост этого сектора для формирования индустриальных стандартов, чтобы отдых был приключением, прогнозируемым с точки зрения комфорта.

Олег Шапиро: «Когда мы проектируем объекты туристической инфраструктуры, задействуем тот же метод, что и при создании общественных пространств в городе, – придумываем сценарии поведения людей в конкретной локации, и на них уже “нанизываем” архитектуру».