Формы идей

Экспо-дизайн – часть индустрии впечатлений. Эмоциональное в нем преобладает над утилитарным. Умный, тонкий, эстетически точный дизайн превращает экспозицию в значительное, яркое событие. Он дает видимую форму кураторской мысли и расставляет смысловые акценты. Оформление может быть самоценным или фоновым в зависимости от концепции, назначения и состава экспозиции,

Нам нравится говорить о себе на языке экспо-дизайна. На ежегодной выставке «АРХ Москва», на региональных форумах через дизайн выставочных павильонов мы рассказываем о наших проектах и методе. Порой этот нарратив перерастает в мета-высказывание о природе архитектуры. Персональная выставка бюро Wowhaus «Архитектура как коммуникация» в Берлине была экспериментом в этом жанре: амфитеатр в камерном пространстве галереи стал площадкой для диалога об открытости архитектуры и ее социальном значении. Тут проходили дискуссии, лекции, кинопоказы фестиваля «Берлинале» и другие события.

Для форума «Мой район» в московском Гостином дворе мы построили город в миниатюре – с ярмаркой, летним кинотеатром, детской площадкой. Горожане знакомились с планируемыми городскими изменениями напрямую через пользовательский опыт.

В подобном жанре тотальной инсталляции на тему «Мода будущего» мы оформили залы в павильоне на ВДНХ для «Московской недели моды». Колоннады и лепнину 50-х годов дополнили футуристическими объектами, индустриальными, подчёркнуто грубыми материалами и формами. Возникшая в результате этого сочетания эстетика киберпанка подчеркнула дихотомию прошлого и будущего.

Бюро Wowhaus оформляло экспозиции проекта «ГУМ Red Line»: в 2019 она размещалась в пространстве торговых галерей ГУМа, а в 2021 оказалась за пределами здания, на Красной площади и получила название «Красный сад». В обоих случаях современное искусство поместили в новый контекст – в пространство, куда приходит не только подготовленная публика, но и люди, намеревающиеся что-то купить и пообедать. Нашей задачей было создать пространство, фон для произведений Павла Пепперштейна, Ирины Кориной, AES+F, объектов паблик-арта Николая Полисского, Дмитрия Жукова, Аристарха Чернышева. Дизайн должен был привлечь внимание прохожих и не дать искусству затеряться на фоне витрин и богато декорированных интерьеров и фасадов. Красно-серые стенды-кофры строгой геометрии контрастировали с эстетикой неорусского стиля, привлекая внимание, и при этом ничего не отвлекало зрителя от созерцания искусства, размещенного внутри них.

С ГУМом у Wowhaus особые отношения: с 2008 года мы придумываем новогоднее оформление главного универмага страны. В праздничные дни он превращается в городской променад, а тематические декорации – в достопримечательность.

Удачный экспо-дизайн любого формата и жанра дарит людям сильные впечатления. Для этого мы постоянно ищем новые методы и образы: играем с масштабом, освещением, стараемся быть парадоксальными.

Олег Шапиро: «При подготовке выставки у нас, как у архитекторов, обычно две роли. Либо мы просто оформители, то есть своим дизайном мы интерпретируем кураторское послание. Либо мы сами и инициаторы, и кураторы, и организаторы, и оформители экспозиции – для нас это самая комфортная ситуация, хотя случается такое редко».