ЭЛЕКТРОТЕАТР «СТАНИСЛАВСКИЙ», МОСКВА

О проекте

Театр им. Станиславского до реконструкции — старомодный театр (построенный в 1909 году как один из первых кинозалов в России) с обветшалой техникой и грязным задним двором. Усилиями бюро он был превращен в современную театральную площадку — Электротеатр «Станиславский».

  • Адрес
    Тверская улица, 23с1, Москва
  • Заказчик
    ГБУК г. Москвы «МДТ им. К. С. Станиславского», Фонд поддержки развития МДТ им. К. С. Станиславского
  • Год (проектирование)
    2013 - 2015
  • Год (реализация)
    2014 - 2017
  • Площадь
    8 700м2
  • Театр им. Станиславского — Электротеатр «Станиславский»

    Когда художественным руководителем драматического театра им. К.С. Станиславского стал Борис Юхананов, он вместе с Фондом поддержки развития театра поручил бюро Wowhaus реконструкцию всего театрального комплекса на Тверской, основное здание которого является памятником архитектуры. Одновременно с этим коллектив театра создавал новую концепцию самой площадки, которая получила название Электротеатр «Станиславский» и должна была превратиться в важное городское общественное пространство, пригодное для проведения самых разных культурных мероприятий.

  • Зал-трансформер

    Своим названием Электротеатр обязан тому факту, что в 1913 году его основное здание было построено как кинотеатр (тогда помещения для показа фильмов назывались электротеатрами). Это же обстоятельство обусловило проблемы с техническим оснащением реновируемого здания: ведь в кинотеатральном зале нет ни трюма, ни кулис, ни других необходимых пространств. Эта задача была решена за счет интеграции технического оборудования в архитектуру зала. Технологический потолок позволяет переносить сценографию или зону зрителей в любую точку зала. Решетки на стенах, по сути, являются продолжением потолка: благодаря специальным узлам к ним можно крепить свет, элементы декораций, делать растяжки от одной к другой. Оболочка всего зала полностью функциональна. Рабочая зона в кармане сцены выкрашена в черный. Пространство трансформируется с помощью раздвижных перегородок, и таким образом карманом сцены может становиться все пространство бокового фойе. Через самый большой проем на сцену поступают декорации.

  • Историческое и современное

    Авторы крайне деликатным, но при этом радикальным образом подошли к реставрации здания: специалисты тщательно изучили все детали интерьера и определили их возраст. В интерьере оставлены все подлинные предметы и элементы отделки: их тщательно отчистили от слоев масляной краски или штукатурки, сохранив первозданный вид, не скрывающий возраста. При этом в интерьер привнесено много современных деталей, которые не перекрикивают исторические, а находятся с ними в уважительном диалоге.

  • Спектакль под открытым небом

    Помещения сделаны многофункциональными, спектакли могут играться в любом пространстве, фойе открыто для всех посетителей, и оно тоже легко трансформируется в зависимости от художественной задачи. Внутренний двор театра превратился в универсальную площадку для городских событий со зрительными галереями и летней сценой.

  • Малая сцена

    Основываясь на главных принципах концепции Электротеатра — трансформируемости и открытости — бюро разработало в том числе и проект малой сцены — полноценной камерной площадки, приспособленной для самых разных форматов современного театра. В качестве основной идеи для малой сцены был принят образ «монастырского пространства» — аскетичного, но в то же время универсального, в котором могут проходить постановки любого типа.

  • Культура будущего

    Расположенный в центре города, Электротеатр превратился в одну из центральных точек на театральной карте Москвы. Уникальное новое пространство не осталось незамеченным: в 2014 году проект вошел в шорт-лист международного фестиваля World Architecture Festival (Сингапур) в номинации «Будущие объекты культуры».

Команда проекта

  • Руководители
    Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
  • Руководители проектной группы
    Михаил Козлов
  • Ведущие архитекторы
    Дарья Ионова
  • Архитекторы
    Мария Гулида, Виктория Кудрявцева, Ольга Лебедева, Анастасия Маслова, Дарья Можаева, Мария Романова (Панова), Анна Прошкуратова, Анна Родионова, Ольга Рокаль, Александра Черткова
  • ГАП
    Эдуард Русенко
  • Авторский коллектив малой сцены
    Ведущий архитектор: Дарья Ионова (Мельник)
    ГАП: Эдуард Русенко
  • Авторский коллектив театрального двора
    Ведущий архитектор: Анна Прошкуратова
    ГАП: Эдуард Русенко
    Эскизное предложение: Дарья Ионова (Мельник)
  • Фото
    Илья Иванов
  • Световые решения
    QPRO