О проекте
Театр им. Станиславского до реконструкции — старомодный театр (построенный в 1909 году как один из первых кинозалов в России) с обветшалой техникой и грязным задним двором. Усилиями бюро он был превращен в современную театральную площадку — Электротеатр «Станиславский».
-
АдресТверская улица, 23с1, Москва
-
ЗаказчикГБУК г. Москвы «МДТ им. К. С. Станиславского», Фонд поддержки развития МДТ им. К. С. Станиславского
-
Год (проектирование)2013 - 2015
-
Год (реализация)2014 - 2017
-
Площадь8 700м2
-
Театр им. Станиславского — Электротеатр «Станиславский»
Когда художественным руководителем драматического театра им. К.С. Станиславского стал Борис Юхананов, он вместе с Фондом поддержки развития театра поручил бюро Wowhaus реконструкцию всего театрального комплекса на Тверской, основное здание которого является памятником архитектуры. Одновременно с этим коллектив театра создавал новую концепцию самой площадки, которая получила название Электротеатр «Станиславский» и должна была превратиться в важное городское общественное пространство, пригодное для проведения самых разных культурных мероприятий.
-
Зал-трансформер
Своим названием Электротеатр обязан тому факту, что в 1913 году его основное здание было построено как кинотеатр (тогда помещения для показа фильмов назывались электротеатрами). Это же обстоятельство обусловило проблемы с техническим оснащением реновируемого здания: ведь в кинотеатральном зале нет ни трюма, ни кулис, ни других необходимых пространств. Эта задача была решена за счет интеграции технического оборудования в архитектуру зала. Технологический потолок позволяет переносить сценографию или зону зрителей в любую точку зала. Решетки на стенах, по сути, являются продолжением потолка: благодаря специальным узлам к ним можно крепить свет, элементы декораций, делать растяжки от одной к другой. Оболочка всего зала полностью функциональна. Рабочая зона в кармане сцены выкрашена в черный. Пространство трансформируется с помощью раздвижных перегородок, и таким образом карманом сцены может становиться все пространство бокового фойе. Через самый большой проем на сцену поступают декорации.
-
Историческое и современное
Авторы крайне деликатным, но при этом радикальным образом подошли к реставрации здания: специалисты тщательно изучили все детали интерьера и определили их возраст. В интерьере оставлены все подлинные предметы и элементы отделки: их тщательно отчистили от слоев масляной краски или штукатурки, сохранив первозданный вид, не скрывающий возраста. При этом в интерьер привнесено много современных деталей, которые не перекрикивают исторические, а находятся с ними в уважительном диалоге.
-
Спектакль под открытым небом
Помещения сделаны многофункциональными, спектакли могут играться в любом пространстве, фойе открыто для всех посетителей, и оно тоже легко трансформируется в зависимости от художественной задачи. Внутренний двор театра превратился в универсальную площадку для городских событий со зрительными галереями и летней сценой.
-
Малая сцена
Основываясь на главных принципах концепции Электротеатра — трансформируемости и открытости — бюро разработало в том числе и проект малой сцены — полноценной камерной площадки, приспособленной для самых разных форматов современного театра. В качестве основной идеи для малой сцены был принят образ «монастырского пространства» — аскетичного, но в то же время универсального, в котором могут проходить постановки любого типа.
-
Культура будущего
Расположенный в центре города, Электротеатр превратился в одну из центральных точек на театральной карте Москвы. Уникальное новое пространство не осталось незамеченным: в 2014 году проект вошел в шорт-лист международного фестиваля World Architecture Festival (Сингапур) в номинации «Будущие объекты культуры».